Учимся слушать ребенка и строить с ним диалог

Умение слушать – залог хороших взаимоотношений между людьми. Порою достаточно просто выслушать человека, чтобы настроение его улучшилось, и он смог разобраться со своими проблемами. Слушать можно по-разному. Вы ведь замечали, что одному человеку и рассказывать ничего не хочется, а другому вы готовы поведать все свои самые сокровенные мысли. В чем же дело? Оказывается, люди любят, когда их не просто слушают, а слушают активно. Особенно это касается детей. Что такое активное слушание? Это когда в ответ вы повторяете человеку его же слова, но при этом обозначаете его чувства.

Учимся слушать ребенка и строить с ним диалогАктивное слушание – эффективный способ решения конфликтных ситуаций и успокоения ребенка. Очень часто дети не понимают, что с ними происходит, от чего то или иное событие вызвало у них шквал эмоций. Они ни не только не умеют управлять своими чувствами, но даже не осознают их. Неизвестность рождает страх и еще больше усугубляет ситуацию.  Обозначив ребенку его чувства, вы помогаете ему разобраться в себе и принять правильное решение. Кроме того, вы сообщаете ему, что он в своих чувствах не одинок, что множество людей испытывают подобное, и вы понимаете, что с ним происходит.

Активное слушание не вызывает у ребенка раздражения и других негативных реакций, как например, расспрашивания, советы, указания. Например, ваш ребенок пришел с детского сада очень расстроенным. Вместо того, чтобы начать выспрашивать, что случилось (если произошедшее было неприятно для ребенка, ему не захочется рассказывать об этом и вы наткнетесь на озлобленность), просто скажите: «Ты сегодня выглядишь расстроенным». Как правило, ребенок согласится с вами и продолжит разговор, сам объясняя причину своего расстройства: «Да, я расстроен, потому что в садике меня обзывали». В ответ вы можете сказать: «Тебя обзывали в садике, и тебе это было обидно». «Да, ребята называли меня жадиной», - ответит, к примеру, ребенок. Вы снова должны повторить его слова и обозначить его чувства: «Тебя называли жадиной, и тебе это было неприятно». Дальше ваш диалог может происходить в следующем ключе:

-  Да, неприятно, я вовсе не жадина, я просто хотел немного сам поиграть своей новой машинкой.

-  Ты хотел поиграть своей новой машинкой и не хотел ее никому давать, а ребята обозвали тебя за это жадиной. Тебе стало обидно, потому что ты не жадный и обязательно поделился бы игрушкой чуть попозже, после того как сам немного поездил на ней. А они тебя не поняли и подумали, что ты вообще отказываешься делиться.

- Да, не поняли, вот завтра пойду и объясню им.

Таким образом, вы помогаете ребенку прояснить ситуацию и найти из нее выход. Ребенок осознает, что его обидели из-за недопонимания ребятами его позиции. Ему становится легче, и он знает, как должен себя повести.

Подробнее о том, как активно слушать ребенка, можно прочитать в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

В этой книге можно найти ответы на многие интересующие родителей вопросы, к примеру, в ней приводятся правила общения с ребенком, причины детского непослушания, способы поддержания бесконфликтной дисциплины и поддержания положительной самооценки ребенка, даются рекомендации относительно разрешения конфликтных ситуаций и правильной реакции на плохое поведение.

Автор книги выделяет несколько типов автоматических ответов родителей и предлагает вместо них использовать активное слушание:

  • приказы, команды;                              
  • предупреждения, предостережения, угрозы;
  • мораль, нравоучения, проповеди;
  • советы, готовые решения;
  • доказательства, логические доводы, нотации, лекции;
  • критика, выговоры, обвинения;
  • похвала;
  • обзывания, высмеивания;
  • догадки, интерпретации;
  • выспрашивания, расследования;
  • сочувствие на словах, уговоры, увещевания;
  • отшучивание, уход от разговора.

К моему удивлению, похвала тоже вошла в список нежелательных реакций родителей. Автор книги объясняет это тем, что похвала вызывает у ребенка зависимость от положительной оценки его действий. Она становится для него жизненно необходимой и если по какой-либо причине ребенок не получает похвалы, это причиняет ему страдания. Лучше не хвалить ребенка в явной форме, а говорить что-то наподобие «Мне нравится, как ты играешь на пианино».

Итак, давайте еще раз проговорим, как правильно слушать ребенка и выстраивать с ним диалог:

  • повернитесь лицом к ребенку так, чтобы ваши глаза находились с глазами ребенка на одном уровне;
  • не задавайте расстроенному ребенку вопросы, используйте для своих фраз утвердительную форму;
  • после каждой реплике выдерживайте небольшую паузу, чтобы ребенок имел возможность осознать сказанное и ответить вам;
  • повторите то, что сказал вам ребенок, и обозначьте его чувство. 

 

При написании данной статьи использовались материалы из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»