Поддержание бесконфликтной дисциплины

Поддержание бесконфликтной дисциплиныКаждому родителю хочется, чтобы его ребенок был дисциплинирован. Еще бы, с такими детьми гораздо меньше проблем: они не вступают в споры с родителями, живут по расписанию, все и везде успевают, все помнят, всю исполняют. Мечта, а не ребенок! И где таких берут? Почему одни дети -   воплощение послушания и дисциплины, а другие – разгильдяи и сорванцы? Дело не только в темпераменте и характере ребенка. Во многом дисциплинированность ребенка определяется правильным воспитанием.

В своем стремлении к дисциплине многие родители доходят до фанатизма, вызывая тем самым активное сопротивление у ребенка. Чем больше на него давят, тем больше он противится и делает все наоборот, демонстрируя свою самостоятельность. Борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки и власти родителей является одной из основных причин детского непослушания. Получается замкнутый круг.

Родители устанавливают жесткие правила, ограничивая ребенка во всех его свободах, ребенок начинает бунтовать, это становится причиной конфликтов. Так дисциплины не добьешься. Что же делать? Поменять подход в сторону более мягкого и гибкого, но понятного и справедливого. 

О способах поддержания бесконфликтной дисциплины хорошо написано в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

  • Правила, ограничения, требования и запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, однако их не должно быть слишком много.
  • Правила должны быть гибкими. Родителям следует проанализировать установленные ими правила и разделить их на несколько групп:
  1. Правила, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах (например, никогда не переходить дорогу на красный светофор).
  2. Правила, которые можно нарушать в очень редких случаях (например, позволить ребенку лечь спать на полчаса позже в связи с приездом папы из командировки).
  3. Правила, которые можно нарушать при определенных условиях (например, самому ходить в соседний двор нельзя, а со старшим братом можно).
  4. Правила, легко поддающиеся корректировке, решение относительно их исполнения принимает сам ребенок (например, вы установили, что в три часа дня ребенок должен приступить к выполнению домашнего задания, но если ребенок хочет после школы пойти погулять с друзьями, он может задержаться и начать делать уроки позже, главное, чтобы все задания были выполнены).
  • Требования родителей не должны вступать в активное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  • Правила должны быть согласованы между всеми членами семьи, чтоб каждый взрослый требовал от ребенка одного и того же.
  • Требования и запреты следует сообщать ребенку дружественно-разъяснительным, а не повелительным тоном.
  • Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Для этого предварительно нужно создать зону радости – совокупность вещей и мероприятий, доставляющих ребенку удовольствие, например, еженедельные походы в кино, цирк, зоопарк, ежедневное чтение перед сном, совместная рыбалка по выходным и пр. Имея такой «золотой фонд», вы всегда можете пригрозить ребенку, что в случае непослушания лишите его одного из источников радости. Это наверняка возымеет больший эффект, чем банальная постановка в угол.  

 

При написании данной статьи использовались материалы из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»