Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был дисциплинирован. Еще бы, с такими детьми гораздо меньше проблем: они не вступают в споры с родителями, живут по расписанию, все и везде успевают, все помнят, всю исполняют. Мечта, а не ребенок! И где таких берут? Почему одни дети - воплощение послушания и дисциплины, а другие – разгильдяи и сорванцы? Дело не только в темпераменте и характере ребенка. Во многом дисциплинированность ребенка определяется правильным воспитанием.
В своем стремлении к дисциплине многие родители доходят до фанатизма, вызывая тем самым активное сопротивление у ребенка. Чем больше на него давят, тем больше он противится и делает все наоборот, демонстрируя свою самостоятельность. Борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки и власти родителей является одной из основных причин детского непослушания. Получается замкнутый круг.
| Родители устанавливают жесткие правила, ограничивая ребенка во всех его свободах, ребенок начинает бунтовать, это становится причиной конфликтов. Так дисциплины не добьешься. Что же делать? Поменять подход в сторону более мягкого и гибкого, но понятного и справедливого. |
О способах поддержания бесконфликтной дисциплины хорошо написано в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
- Правила, ограничения, требования и запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, однако их не должно быть слишком много.
- Правила должны быть гибкими. Родителям следует проанализировать установленные ими правила и разделить их на несколько групп:
- Правила, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах (например, никогда не переходить дорогу на красный светофор).
- Правила, которые можно нарушать в очень редких случаях (например, позволить ребенку лечь спать на полчаса позже в связи с приездом папы из командировки).
- Правила, которые можно нарушать при определенных условиях (например, самому ходить в соседний двор нельзя, а со старшим братом можно).
- Правила, легко поддающиеся корректировке, решение относительно их исполнения принимает сам ребенок (например, вы установили, что в три часа дня ребенок должен приступить к выполнению домашнего задания, но если ребенок хочет после школы пойти погулять с друзьями, он может задержаться и начать делать уроки позже, главное, чтобы все задания были выполнены).
- Требования родителей не должны вступать в активное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- Правила должны быть согласованы между всеми членами семьи, чтоб каждый взрослый требовал от ребенка одного и того же.
- Требования и запреты следует сообщать ребенку дружественно-разъяснительным, а не повелительным тоном.
- Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Для этого предварительно нужно создать зону радости – совокупность вещей и мероприятий, доставляющих ребенку удовольствие, например, еженедельные походы в кино, цирк, зоопарк, ежедневное чтение перед сном, совместная рыбалка по выходным и пр. Имея такой «золотой фонд», вы всегда можете пригрозить ребенку, что в случае непослушания лишите его одного из источников радости. Это наверняка возымеет больший эффект, чем банальная постановка в угол.
При написании данной статьи использовались материалы из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»





