10 правил общения с ребенком

10 правил общения с ребенкомРано или поздно каждый родитель начинает испытывать сложности в общении с ребенком. У кого-то проблемы начинаются с самого раннего возраста, у кого-то чуть попозже, когда ребенок начинает ходить в детский сад или школу. Некоторые родители с грустью приходят к выводу, что вообще не умеют общаться с детьми. И немудрено, ведь общение с детьми – это искусство, которому нужно учиться, если, конечно, вы не прирожденный педагог. Будучи молодой мамой, я очень интересуюсь этим вопросом. Малыш у меня характерный, поэтому тема воспитания и общения для меня особенно актуальна. Как-то под руку мне попалась книга Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». В ней я нашла ответы на многие свои вопросы, поэтому решила поделиться полученной информацией с другими родителями и написать ряд статей на эту тему. В предыдущей статье я писала о том, как правильно реагировать на плохое поведение ребенка. Сегодня я хочу поговорить о правилах общения с ребенком.

  • Правило общения с ребенком №1

Если ребенок не просит вашей помощи, не вмешивайтесь в то дело, которым он занимается. Ваше невмешательство как бы сообщает ему, что он все делает правильно, и вы верите, что у него все получится.

  • Правило общения с ребенком №2

Если ребенок нуждается в вашей помощи и просит вас об этом, обязательно откликнитесь и помогите ему. При этом не делайте за ребенка полностью всю работу. Выполните только самую сложную часть задания, остальное пусть сделает сам. По мере того, как ребенок будет осваивать новые действия, постепенно приучайте его выполнять их самостоятельно.

  • Правило общения с ребенком №3

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему категорически не нравится, если только речь не идет об обязательных вещах, например, о хождении в школу или выполнении домашних заданий. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которая приносит ему удовольствие и вызывает интерес.

  • Правило общения с ребенком №4

По мере взросления ребенка и освоения им новых навыков, постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка и передавайте ее ему.

  • Правило общения с ребенком №5

Не следует оберегать ребенка от совершения им ошибок. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия. Это позволит ребенку стать более сознательным и ответственным.

  • Правило общения с ребенком №6

Если поведение или действия ребенка вызывают у вас отрицательные эмоции, скажите ему об этом при помощи «Я-сообщения» (см. правило №7).

  • Правило общения с ребенком №7

Говоря о своих чувствах и высказывая недовольство поступками ребенка, используйте «Я-сообщения», то есть говорите от первого лица, о себе, о своих эмоциях, а не о ребенке и не о его поведении. Как это сделать? Очень просто. Вместо того, чтобы сказать «Твой крик мешает мне работать!», скажите «Я не могу работать, когда рядом кричат» (не путать со словами «Я не могу работать, когда ты кричишь», это не является «Я-сообщением»). Видите разницу?

Смысл один и тот же, но во второй фразе нет обвинения в сторону ребенка, вы не делаете акцент на том, что именно его крик вам мешает, а значит, не задеваете его как личность и не вызываете своими словами противостояния и упрямства. В большинстве случаев ребенку достаточно сообщить о вашем недовольстве в форме «Я-сообщения», чтобы откорректировать его поведение. 

Подробнее о «Я-сообщениях» мы поговорим в отдельной статье.

  • Правило общения с ребенком №8

Не требуйте от ребенка трудновыполнимых или невозможных вещей. Отдавайте себе отчет, что выставленные на всеобщее обозрение конфеты обязательно будут съедены, несмотря на все ваши запреты. Гораздо проще не иметь конфет в доме вообще или спрятать их подальше. Подумайте, что можно изменить в окружающей обстановке, чтоб уменьшить количество соблазнов для ребенка (например, убрать телевизор или компьютер).

  • Правило общения с ребенком №9

Соизмеряйте свои требования и ожидания с возможностями ребенка. Это поможет избежать излишних конфликтов и проблем. Трезво оцените, на что способен ваш ребенок, что он знает и что умеет. Не надейтесь, что он справится с задачей, непосильной его возрасту и степени развития. Также не стоит рассчитывать на то, что после ваших увещеваний вспыльчивый от природы ребенок превратиться в покорного тихоню.

  • Правило общения с ребенком №10

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. Если ребенок часто кричит и плачет, это вовсе не означает, что вы плохая мать. Возможно, у него просто такой склад характера.

 

Все правила, казалось бы, просты и очевидны, однако в порыве эмоций мы часто забываем о них. Чтобы действовать в соответствии с этими правилами, нужно выработать у себя соответствующую привычку. Самый простой способ это сделать, как мне кажется, распечатать эти правила и повесить их где-нибудь на видном месте, чтобы иметь возможность периодически перечитывать. Именно с этой целью я и написала данную статью. Буду очень рада, если она кому-нибудь принесет пользу и поможет наладить общение с ребенком. 

В следующей статье я расскажу о том, как правильно слушать ребенка и вести с ним диалог.

 

При написании данной статьи использовались материалы из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»