Дети – очень наивные существа. Все сказанное им, и хорошее, и плохое, они воспринимают за чистую монету. Маленькие дети не имеют собственного представления о себе. «В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких», - пишет Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?». Таким образом, самомнение ребенка формируют окружающие его люди. Очень важно, чтобы ребенок имел положительное представление о себе. Желание быть хорошим заложено в детях природой. Дети постоянно ищут одобрения взрослых, жаждут похвалы. Заметьте, как малыш, впервые сделавший несколько самостоятельных шагов, с восторгом смотрит на вас в ожидании улыбки. И так во всем. Что бы ребенок ни сделал – он ждет вашей реакции и, конечно же, хочет, чтобы она была положительной. Вы постоянно сообщаете ребенку о своем отношении к нему – словами, делами, жестами, интонацией, нахмуренными бровями, улыбкой и даже молчанием. Так с вашим участием он формирует мнение о себе. «Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, ребенок постоянно ищет и борется за него», - утверждает вышеупомянутый автор. Низкая самооценка может даже стать причиной непослушания ребенка. Поэтому нужно всячески стараться поддерживать самооценку ребенка на должном уровне. Ю. Б. Гиппенрейтер в своей книге приводит 10 способов, как это можно сделать.
- Безусловно принимать ребенка, то есть любить его таким, каким он есть, независимо от его поступков, поведения, характера и вашего настроения. Порою это, конечно, бывает не легко, но нужно стараться, чтоб ваше отношение к ребенку не зависело ни от каких факторов и всегда было положительным.
- Серьезно относится к переживаниям и потребностям ребенка, активно слушать его. Подробнее об активном слушании можно прочитать здесь.
- Регулярно выделять время для общения и совместной деятельности с ребенком (чтения, игр, прогулок, всевозможных занятий).
- Не вмешиваться в занятия ребенка, если вы видите, что он справляется с ними сам и не просит вас о помощи. Своим невмешательством вы как бы говорите ребенку, что он все делает правильно и у него все хорошо получается.
- Оказывать ребенку помощь, если он просит вас об этом.
- Поддерживать успехи ребенка.
- Делиться своими чувствами с ребенком. Это будет говорить ему о том, что между вами есть доверие.
- Конструктивно разрешать конфликты (подробнее читайте здесь).
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например:
- Мне хорошо с тобой.
- Я рада тебе видеть.
- Хорошо, что ты пришел.
- Мне нравится, как ты…
- Я по тебе соскучилась.
- Давай что-нибудь сделаем вместе (посидим, погуляем, поиграем).
- Ты, конечно, справишься.
- Как хорошо, что ты у нас есть.
- Ты мой хороший.
10. Обнимать ребенка не менее 4 – 8 раз в день.
Как видите, все приведенные выше способы довольно просты и не требуют от вас чего-то невероятного. Главное, всегда помнить о том, что именно вы формируете самооценку ребенка, а значит, во многом определяете его возможности в будущем. И прежде, чем что-то сказать или сделать, бросить в сторону ребенка неосторожное слово или |
строгий взгляд, следует дважды подумать, как это скажется на его самомнении.
Люди с низкой самооценкой, даже будучи наделены умом и талантом, редко добиваются успеха, поскольку сами не верят в него и боятся неудач. А в это время другие люди без особых способностей, но с высокой самооценкой делают себе карьеру, строят бизнес, становятся звездами шоу-бизнеса. Кем станет ваш ребенок, одному Богу известно, но если вы желаете ему счастья, вы должны сформировать у него положительное самомнение.
При написании данной статьи использовались материалы из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»