Сегодня никто не станет отрицать, что читать – полезно и увлекательно. Школьные программы, ориентированные на возрастные особенности учащихся, содержат перечень интересных и поучительных произведений, которые будут развивать эстетические вкусы и мышление детей. Благодаря гаджетам и интернету современные школьники имеют возможность читать самые разнообразные книги. К тому же делать это там, где им удобно. Казалось бы, созданы все условия для чтения. Однако очень часто можем услышать, что дети читать не хотят. Почему? Неинтересно.
Попробуем их мотивировать, интегрировав материал разных предметов и предложив по-новому посмотреть на художественные произведения. К тому же, таким образом мы не только сделаем образование интереснее, но и научим детей воспринимать информацию, выходя за пределы одного урока.
Что для этого нужно? Перечень произведений для чтения, немножко фантазии и желание окунуться в литературу.
Но одного желания часто не хватает. Давайте предложим ученикам погрузиться в сюжеты литературных произведений, читая, прожить жизнь персонажей, поиграть, погрузившись в их приключениях, и применить собственные знания и опыт. А если знаний не хватает, поможет материал других предметов.
Самое главное – объяснить детям, что знакомство с литературой интересно еще и тем, что дает им возможность приобрести опыт в различных сферах, обдумать ситуации, в которых оказались литературные герои, и даже усовершенствовать свои школьные знания.
1. Все помнят истории о Шерлоке Холмсе. Кто в детстве не увлекался его умом и наблюдательностью? А кто применял дедуктивный метод в повседневной жизни? Чему мы можем научиться у известного детектива? Например, развивать логическое мышление.
Или, читая произведения по программе 7 класса, например, «Пеструю ленту», немного побыть биологами: вспомнить, какие пресмыкающиеся являются ядовитыми, какую помощь необходимо оказывать при укусах змей, как надо вести себя, встретив опасное животное или насекомое.
2. Пожалуй, нет ребенка, которому бы не нравился волшебный мир Хогвартса и захватывающие приключения Гарри Поттера и его друзей. Предложите ученикам 6 класса не просто прочитать рекомендуемое произведение (Роулинг Дж. «Гарри Поттер и философский камень»), но и самим перенестись в волшебную школу. Поставьте маленьким волшебникам вопросы, ответы на которые помогут лучше понять прочитанное:
- Кем они себя представляют?
- Как поступили бы в определенных ситуациях?
- С кем бы подружились?
- Кто из героев похож на них?
Летом можно представить себя учеником Хогвартса на каникулах и вести собственный дневник приключений, а в начале учебного года обсудить самые интересные события, случившиеся в прочитанных книгах и в реальной жизни. Такой прием можно использовать при изучении любого произведения как зарубежной, так и русской литературы. Но и не забываем об интеграции. На уроке иностранного языка предложим ученикам придумать собственные заклятия, используя уже изученную лексику. Или на уроке химии проведем урок зельеварения, сочетая разнообразные компоненты и получая потрясающие результаты.
3. Еще один пример: совмещаем географию и зарубежную литературу. Программа 6 класса содержит роман Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан», а для дополнительного чтения рекомендует изучение произведения Д. Дефо «Жизнь и необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Поэтому отправляемся в путешествия! На интегрированном уроке зарубежной литературы и географии представим себя отважными мореплавателями и искателями приключений. Будем чертить маршруты, изучать карты, исследовать ресурсы только что открытых земель. Текст произведения «Пятнадцатилетний капитан» поможет нам выяснить, что такое географические координаты, какие существуют континенты, страны которые находятся там. Не останется без внимания и история: работорговля и великие географические открытия.
Возможно, мы оказались среди жертв кораблекрушения, выброшенных на необитаемый остров, как герой романа Д. Дефо «Жизнь и необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо». Задайте детям вопросы:
- Кем вы себя представляете? Туземцами, которые удивлены появлением необычного человека, или одиноким мореплавателем?
- Что бы вы непременно хотели иметь с собой на острове?
- Кого вам не хватало бы?
- Как бы вы спасались от жары и дождя?
4. Можно совместить с уроком истории – поговорить о том, почему запорожцы ездили к Екатерине II, о чем они хотели ее попросить, чем, вероятно, закончилась эта история. Думаете, в 6 классе рано это обсуждать? Давайте попробуем. Чем раньше мы начнем развивать критическое мышление учеников, тем лучшими будут результаты. И почему бы не поиграть? Распределите роли между школьниками, подготовьте костюмы, проведите инсценировку или даже запишите и смонтируйте видео.
5. А что делать старшеклассникам? Поговорим о физике и астрономии, а также о медицине, общечеловеческих ценностях и строении общества. Почитаем «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери (10 класс, внеклассное чтение). И вспомним то, что известно о строении Солнечной системы, полетах в космос, атомной энергии, отношениях между представителями разных культур и даже о лечении ветряной оспы. Представим себя отважными покорителями космоса, которые встретили представителей других цивилизаций. Как установить контакт? Как построить разговор? Как при этом избежать фатальных ошибок?