Итальянка Мария Монтессори – врач, педагог, автор всемирно известной методики, основанной на теории свободного воспитания. Монтессори считала, что ребенок от природы способен спонтанно развиваться и настаивала на необходимости создания такой среды, которая бы давала малышу подпитку для самовоспитания.
Суть методики
Мария Монтессори утверждала: каждый ребенок индивидуален. Потому в его воспитании не следует применять сравнения и шаблонные мерки. Дети способны самостоятельно учится без поощрений и критики, сравнений и упреков. Они вредны для детского сознания. Ребенок с легкостью может открывать этот мир, руководствуясь лишь собственной мотивацией. Ведь стремление постичь мир взрослых присуще подрастающему поколению.
Читайте также: Причины детского непослушания
Метод Монтессори акцентирует внимание на потребностях, талантах и способностях отдельно взятого ребенка. Наилучших результатов в учебе достигнет тот ученик, который сам для себя определяет ритм занятий, их тематику, способы обучения.
Такая самостоятельность должна быть подкреплена заданиями из повседневной жизни. Дошколята, воспитанные по системе Монтессори, учатся самостоятельно одеваться, умываться, накрывать на стол. Это происходит посредством подражания окружающим взрослым. Школьникам предлагаются занятия в группах по интересам. Ребята выбирают, над какой темой и с кем они будут работать. Так групповая работа активизирует в каждом ребенке «внутреннего руководителя» для интеллектуального развития.
Читайте также: Основные ошибки родительского воспитания
При этом педагог должен быть не только соучастником, но и соучеником в процессе раскрытия и познания индивидуальности малыша. И если ребенок, например, использует специальные математические палочки для счета, чтобы измерить расстояние между игрушками, педагог должен согласиться с таким применением наглядного пособия.
Основные принципы
Согласно методике Монтессори, ребенок до шести лет пребывает в важнейшей стадии развития, так называемой «фазе психологического эмбриона». Он впитывает всю информацию об окружающем мире, чтобы впоследствии она стала основой для личностного развития.
Читайте также: Как научить ребенка читать? Букварь "Читайлик" Федиенко
Основным аспектом развития ребенка Монтессори считает его чувственное восприятие. Развиваясь, ребенок периодически проходит «чувствительные» этапы, на которых он особенно чуток к определенным возбудителям. Это могут быть периоды развития движения, речи либо пробуждение интереса к социальным аспектам. И если в эти фазы малыш найдет занятие по душе, у него появится способность к глубокой концентрации. Процесс постижения не дает отвлекаться, захватывает не только интеллект, но и все личностное развитие ребенка.
Мария Монтессори считала, что путь к интеллектуальному развитию идет не через абстрактные понятия, а посредством органов чувств. Ведь каждый ребенок стремится все попробовать, понюхать, пощупать. Основываясь на этом выводе, Монтессори разработала свой дидактический материал, который ориентирован исключительно на чувственное восприятие ребенка. Например, на занятиях по математике детям предлагается взять в одну руку бусину, а в другую – блок из тысячи бусин. Так, задолго до обучения счету у ребенка формируется представление о числах.
Дидактический материал
Без него система Монтессори не может функционировать. Подготовленное дома или в школе пространство для занятий позволяет ребенку с каждым днем становиться независимее от взрослых. Мебель должна быть такой конструкции и размеров, чтобы ребенок мог без труда что-либо взять или положить. Столы и стулья необходимо подбирать с таким расчетом, что ребенок будет самостоятельно их передвигать, занимаясь там, где ему удобно. Все предметы гигиены, игрушки, книги, столовые приборы должны быть досягаемы для малыша. Не следует избегать хрупких изделий, например, посуды из фарфора, стекла. Согласно методике Монтессори, в процессе использования таких предметов роль взрослого должна заключаться в ненавязчивой помощи, разъяснениям, участию на равных.
Мария Монтессори настаивала: родители – не творцы ребенка, а соавторы рождения новой личности.