Как правильно реагировать на плохое поведение ребенка

Как правильно реагировать на плохое поведение ребенкаКак-то подружка подсунула мне книгу     Ю. Б. Гиппенрейтер под названием «Общаться с ребенком. Как?». Книга оказалась очень интересной, однако тогда моему малышу не было еще и годика и воплотить в жизнь все то, о чем было там написано, не представлялось возможным. С тех пор прошел ровно год, сынок за это время подрос, сейчас ему 1 год и 10 месяцев. Он уже понемногу разговаривает и, к моему сожалению, у нас все чаще возникают проблемы в общении. «Надо – не надо», «буду – не буду», «хочу – не хочу», «сам» - как только ребенок начинает понимать и употреблять эти слова, жизнь родителей многократно усложняется. Теперь ребенок, который едва научился говорить несколько десятков слов, все чаще начинает демонстрировать свою самостоятельность и независимость и требовать уважения к своим желаниям. Родителей это, конечно, порою заставляет понервничать: и каша ему стала не такая, и трусы не того цвета, и сандалии не те! Наверное, пора пересмотреть свои отношения с так резко повзрослевшим маленьким человечком и относится к нему уже не как к младенцу, а как к самостоятельной личности, имеющей свое мнение и желания.

Одно дело – сказать об этом, а другое – сделать. Как же теперь вести себя с ребенком, чтоб сильно не ограничивать его, но и не потакать всем его капризам? Как воспитывать ребенка, как наказывать и поощрять? Ответы на эти вопросы ищут тысячи родителей, среди их числа оказалась и я. Вот и вспомнилась книга Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Понимая занятость современных родителей, я решила не просто посоветовать им прочесть эту книгу, а написать ряд небольших статей, передающих ее содержание.

В этой статье я хочу процитировать несколько общих мыслей об отношениях между детьми и родителями и о том, каким образом родители должны реагировать на плохое поведение ребенка.

1. Родители должны любить своего ребенка безусловной любовью, то есть так, чтоб сила этой любви не зависела ни от каких факторов: ни от его поведения, ни от его успехов или поражений, ни от настроения родителей. Любить ребенка надо и в радости, и в горе, и в здравии, и в болезни, и в богатстве, и бедности… Прямо, как обещание жениха и невесты в ЗАГСе. 

Даже если ребенок совершил серьезный проступок, нужно все равно помнить о своей любви к нему и ни в коем случае нельзя говорить, что вы его больше не любите.

«Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть». 

2. Выражая недовольство поведением ребенка, нужно указывать, чем именно вы не довольны, какие его действия вам не приятны. Никогда нельзя говорить ребенку, что он – плохой в целом. Нужно давать оценку отдельным его поступкам: получил плохую отметку в школе, не выучил уроки, подрался с другом, обманул бабушку и т.д.

«Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом».

3. Никогда нельзя осуждать и высмеивать негативные чувства ребенка: злость, гнев, страх, обиду, слезы и пр. Можно указывать ребенку на его проступки, критиковать его действия, но не трогать его чувства.

«Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были.  Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания».

4. Нельзя быть все время не довольным действиями ребенка. Нужно уметь находить положительные стороны его поведения и акцентировать на них внимание. Если все время испытывать недовольство по поводу детских поступков, со временем это войдет в привычку и у вас сформируется негативное отношение к ребенку в целом.

«Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его».

В следующей статье мы рассмотрим основные правила общения с ребенком.

 

При написании данной статьи использовались материалы из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»